04:14 

Заметки с урока, раджм

Айрисс
Лучшими поступками считаются те, к которым необходимо себя обязать
Иногда мне кажется, что термин «исламский феминизм» несмотря на всю свою противоречивость, может оказаться вполне уместным в ключе возвращения женщинам тех прав, которые им положены по исламу, но которых они лишены в связи с подменой справедливой строгости ислама на дикость традиционализма невежд.

На последнем уроке мы разбирали аяты суры «ан-Нур», касающиеся раджма любимой страшилки про мусульман побивания камнями за прелюбодеяние. При этом всегда, всегда, в фильмах и книгах, где использован этот мотив, есть три распространенные ошибки. Всегда наказывается только женщина, хотя по шариату равное наказание несет и мужчина. Еще одна ошибка в том, что побивание камнями - наказание только для состоящих в браке, а для холостых положено сто ударов тонкими палками вроде розог или плетей и изгнание на год из селения, после этого искупления они могут вернуться и продолжать жить в своей семье или жениться друг на друге, а иного порицания им более не делается. И в-третьих, наказание осуществляется по приказу главы мусульман этой местности, а не семьей или соседями через самосуд.

Следующим в Коране идет аят, направленный на устрашение тех, кто порочит честь праведных женщин (что является одним из больших грехов в исламе согласно сахих хадису от Абу Хурейры). Чтобы избежать оговоров, Аллах установил, что обвиняющему в прелюбодеянии требуется привести четырех свидетелей своей правоты, которые поклянутся перед правителем, что видели то же, что и он, своими глазами. Если свидетелей нет, то сам доносчик наказывается как совершивший навет, а это 80 ударов палками или плетьми.
После ниспослания аята один из сподвижников спросил: «Так что же, если я увижу на своей жене другого мужчину, то должен буду позвать соседей?». И далее происходит случай, после которого становится ясно, что предыдущее предписание касалось обвинения холостых.
Хиляль бин Умейя,вернувшись домой, застает свою жену с мужчиной, после чего идет к месту собрания и рассказывает сидящим там о случившемся. Пророкﷺ расстроен, потому что вынужден применить к нему наказание как к совершившему оговор согласно последнему аяту, так как свидетелей нет. Но ниспосылается откровение со следующими аятами суры «ан-Нур» о тех, кто обвиняет своего супруга в совершении зина.
И устанавливается порядок, как следует действовать в таких случаях. Супруги вызываются к правителю. Обвиняющая сторона четырежды клянется именем Аллаха, что говорит правду, после чего призывает проклятие Аллаха на себя, в случае если обвинение – ложь. После чего обвиняемая сторона также четырежды клянется в своей невиновности и призывает на себя проклятие Аллаха в том случае, если обвинение - правда. И здесь подразумевается, что если грех имел место быть, то согрешивший призывает на себя проклятие Всевышнего ложной клятвой и ответит и за свой проступок, и за ложную клятву уже после смерти, но в этой жизни может таким образом защитить себя от наказания.
Затем, если супруги поклялись и призвали проклятие, и никто не признался во лжи, то правитель постановляет им развестись, и они не могут снова вступить в брак друг с другом. Но ни к одному из них община не имеет права относиться как к грешнику, порицать, отворачиваться и т.п.. Если женщина была беременна, то ее ребенок не приписывается к какому-либо отцу, а только к ее роду, но опять же он не считается ребенком от зина и запрещено обзывать его, обделять и каким-то образом намекать на его происхождение.
Вот такая вот презумпция невиновности.

@темы: заметки на полях книг, аяты и хадисы

URL
Комментарии
2016-08-18 в 06:43 

Askramandora
Очень правильный пост для людей, ещё пребывающих в заблуждении. Раньше я на эту тему и сама писала, но это ой как давно было... =)

2016-08-18 в 09:11 

Эллеонор
Таролог и человек
Вообще интересно посмотреть на это с точки зрения "как не верно трактуют эти заветы сейчас", но мне все равно не близки они по сути своей. Так как людей наказывают (на мой взгляд) за вполне понятные и обычные для их природы вещи, а само наказание основывается на весьма.. искусственном образовании, таком как "брак" или "незамужность". То бишь как-либо вообще наказывать людей за проявление сексуальности кажется мне вопиющим ужасом, ущемляющим их свободу. И мне сложно смириться, что в мире еще много мест, где условные человеческие правила проживания ставятся во главу угла, в сравнении с человеческой жизнью или естественными человеческими желаниями и потребностями.

2016-08-18 в 09:26 

berrybois
Очень познавательно. Большое спасибо!

2016-08-18 в 09:55 

[marie garand]
...'Cause this is the real world, I'm not a little girl - I know exactly who I am... (с)
Не могу пока составить свое мнение по первому пункту, но последние два мне кажутся очень мудрыми. И гораздо более милосердными, чем в консервативном западном обществе, допустим, не сейчас, когда все можно, а еще сто-двести лет назад. Да даже и сейчас общество часто (особенно старшее поколение) смотрит негативно на разведенных, и на "незаконнорожденных" детей. Не говоря уже о том, что вину или невиновность потенциального изменщика никто не проверяет, как правило (вспомнить Отелло и его поспешность решений).

2016-08-18 в 22:59 

Lammermoor
Про свидетелей ты мне давно рассказывала. Помню 😊
Мне все-таки кажется, что общество, в котором все работает строго по религиозным законам - это какая-то утопия. В основном, даже в большинстве исламских стран заветы трактуют как вздумают. Или нет?

2016-08-20 в 03:10 

Айрисс
Лучшими поступками считаются те, к которым необходимо себя обязать
Askramandora, да-да, хотя я не надеюсь, что многие это прочтут и сложившийся стереотип изменится, но мне все же как-то очень хотелось осветить этот вопрос хотя бы так, у себя, потому что немного обидно что ли, что тень неправильного восприятия ложится и на нас в том числе)
berrybois, рада, если вы почерпнули что-то новое)
[marie garand], даа, вот в том-то и дело, что грустнее всего, что описанное мно. - это то, как должно быть и как было при первых правителях,а после наслоились наицональные предрассудки и вышла дичь и порицание там, гдеих не должно бы быть

URL
2016-08-20 в 04:04 

Айрисс
Лучшими поступками считаются те, к которым необходимо себя обязать
Эллеонор, да, я понимаю твою позицию и на самом деле вполне логично, что тебе не кажутся близкими законы ислама, так как ты не мусульманка и от православных догм (которые в некоторых моментах близки к нашим) тоже сознательно отошла, насколько я поняла из твоих записей. В моем случае есть такой момент, что так как я искренне и полностью верю в Аллаха и то, что Он говорит в Коране, то воспринимаю некоторые вещи, как объективно правильные, просто потому что это как бы доверие к Богу и принятие правил исходя из того, что Он-то знает, как нужно и будет лучше для людей вне эпох и обстоятельств, в то время как понятие нормы человеческого общества видоизменяется со временем. Но опять же, я понимаю, что это объективная истина для меня лично, а прочими людьми она не воспринимается как единственно верная, или может отвергаться вовсе, или рассматриваться как одна из теорий. И еще оговорю, что шариат адресован всем людям в теории, но практически его обязаны соблюдать только уверовавшие, иноверцы же, даже если они живут в гос-ве ислама, выплачивают налог, но не обязаны соблюдать строго все наши запреты, кроме тех, что вредят другим людям и чужому имуществу.
Насчет проявлений сексуальности мне немного сложно судить, потому что я лично не вижу проблем в том, чтобы проявлять ее в браке, и я за ранние браки в общем-то (например, без детей и с контрацепцией, если супруги хотят выучиться или карьеру сделать, но как товарищество плюс удовлетворение потребностей), плюс у нас довольно прост развод, если супруги поймут, что не сложилось семьи до гроба. То есть как бы можно делать практически то же самое, но узаконить это перед Всевышним и общиной, обозначив тем самым свою ответственность за эти отношения. Это, конечно, идеализация в каком-то роде, но мне порой хочется верить, что люди могут быть и такими тоже)))
Но, может быть, потому что я лично не ощущала свою свободу ограниченной, так как не влюбчива, и не представляю для себя какой-то пользы или особого удовольствия, которое можно извлечь из отношений вне брака, но нельзя найти в нем. У меня не получается примерить на себя, как может быть по-другому, хотя я согласна, что кому-то это может быть действительно сложно. Особенно если говорить о гомосексуалистах, потому что для них тут действительно нет варианта, и я искренне сочувствую мусульманам-гомосексуалистам,потому что это должно быть очень трудно и болезненно для них - всю жизнь бороться со своими склонностями и разрываться на части, не имея возможности совместить покорность Богу и сексуальную удовлетворенность. И тут опять же, отдаю себе отчет, что если нет веры и убежденности, что в такие испытания Создатель вложил некий смысл, то человек, естественно будет отталкивать эти запреты как жестокие или не имеющие основы, так как они, скорее всего, не совпадут с его видением мира, просто потому что он смотрит через другую призму.
Извини, что вышло так объемно, я просто немного опасаюсь беседовать на такие темы, потому что есть вероятность быть неправильно понятой и поэтому стараюсь формулировать по максимуму корректно.

URL
2016-08-20 в 04:22 

Айрисс
Лучшими поступками считаются те, к которым необходимо себя обязать
Lammermoor, Да, я тебе рассказывала) Меня на этот раз очень поразило пришедшее понятие, что по сути (учитывая, что раджм во время пророка ﷺ был проведен всего 4 раза) несмотря на то, что наказание сурово, по сути его принятие остается на совести согрешившего, потому что оно почти никогда не осуществится без признания. То есть, выходит, что все возвращается к раскаянию и совести самого грешника, если он прочувствует тяжесть своего греха, то сам попросит наказания.
Ну, первые четыре халифа правили строго по шариату согласно истории. Конечно, люди всегда в чем-то ошибаются, особенно что касается таких тем как осуждение обществом, это уже неподконтрольно правителям))), но именно все правила и предписания в то время соблюдались четко, а после них уже постепенно стали сползать и развязываться узлы ислама.
А так-то, где сейчас исламская страна? (то есть вроде как она есть одна такая объявленная, но своими глазами не видела, посему говорить не могу, насколько там все соответстует исламу) В большинстве стран, которые называются условно исламскими, конституции и законы по европейскому образцу, поэтому там само собой о соблюдении шариата речи не идет и все перемешано с традициями и прочая

URL
2016-08-20 в 07:19 

Эллеонор
Таролог и человек
Айрисс, Наоборот, большое спасибо за такой подробный ответ. Да, я не со всем согласна, но мне очень импонирует как ты высказываешься и как смотришь на мир. Я понимаю, что даже если кто-то рядом с тобой живет иначе - это не станет для тебя некой "красной тряпкой", и что ты спокойно воспринимаешь инакость, просто изначально считаешь законы ислама продуманными и идущими во благо. Да, сама я не люблю жестких запретов, но твоя позиция в целом мне понятна и выглядит она гармонично.
Я сама, кстати, тоже не нуждалась особо в "свободе отношений, и у меня толком их и не было до недавнего времени, просто я.. Оцениваю все это несколько иначе, ну и да, скорее с европейской точки зрения, где изначально другие нравы.
Что касается православия.. Многие вещи из него я стала видеть хорошими в основе своей (например призывы не обманывать и проч.), но мне не близка принадлежность какому-то одному течению узкому и тому, чем эта религия стала сейчас. Слишком много наказаний и запретов. Много жесткости. Тогда как для меня мир свободнее и легче.

   

на Азиатской стороне Босфора

главная