Айрисс
Лучшими поступками считаются те, к которым необходимо себя обязать
– Аль Лялякяи передал со своим иснадом от Мухаммада бин Аль Хасана , ученика Абу Ханифы, что тот сказал: «Все ученые с востока до запада единогласны в том, что нужно верить в Коран и хадисы, которые пришли через достоверных передатчиков от Посланника Аллаха, относительно Качеств Господа, Свят Он и Велик, без того, чтобы толковать или описывать, или уподоблять. А тот, кто будет что-либо толковать, тот сошел с того, на чем был Пророк(саллаЛЛаху алейхи уа саллям) , и отступил от общины. И тот, кто скажет то, что сказал Джахм, тот отступил от общины, т.к. он описал Его описанием как «ничто».



Аш Шафии, передавая от Юнуса бин АбдульА’ля, и он был спрошен относительно описаний Всевышнего Аллаха, он сказал: «У Аллаха есть такие Имена и Описания, которые никому из творений Аллаха нельзя отрицать, если до него дошел довод, т.к. Куран был ниспослан с ними, и пришло это достоверно от посланника Аллаха (саллаЛЛаху алейхи уа саллям), что он говорил это. А если будет противоречить этому после того, как дошел до него довод, то такой оправдывается по невежеству, т.к. знание об этом не познается ни разумом, ни размышлениями, ни идеями».


– Мне рассказал Али бин Аль Хусейн, что Ханбаль рассказал им сказав: «Я спросил Абу АбдуЛлаха (Ахмада) о передаваемых хадисах: «Поистине Аллах спускается на небо дунья» и «Поистине Аллах видит», и «Поистине Аллах положит Свою стопу» и подобных им? И он ответил: «Мы верим в них и подтверждаем их, но не задаемся вопросом «Как?», и не толкуем смысл. И ничего из этого не отвергаем, если они были с достоверными иснадами, и не отрицаем от Него ни одно описание из-за того, что оно может показаться неправильным»


Абу Иса Ат Тирмизи в своей книге «Аль Джами’» сказал: «Относительно хадисов про описание (Аллаха), как хадис о нисхождении, или упоминании ноги, и про стопу, и про руки, то ученые сказали: «Мы во все это верим и не задаемся вопросами «Как?» и «Почему?». Вместе с тем, мы убеждены что в этом почет и отрицаем приравнивание или уподобление. А тех, кто отрицают это, ученые относят к джахмитам. Но правильным будет оставлять их так, как они пришли, так сказал Малик, Аш Шафии, Ас Саури, Ибн ‘Уейна, Ибн Мубарак и все ученые по хадису и ученые ахле сунна уаль джамаа. А что касается джахмитов, то они сказали: «То что в этих хадисах – уподобление, а затем начали их истолковывать». Ученые сказали: «Это всё – Его описания, а уподоблением будет лишь если сказать: «Слух такой же, как наш слух и Рука такая же, как наша рука».

Имам имамов, Абу Бакр Мухаммад бин Исхак бин Хузейма сказал: «Сообщения (Сунны) на тему Качеств Аллаха соответствуют Книге. Их передавали более поздние ученые от праведных предшественников, таким образом описывая Аллаха и познавая Его, и веруя в Него. И нужно принимать то, о чем было сказано без того что бы истолковывать или отрицать, и оставить вопрос «Как?», и не уподоблять»


Аль Хасан аль Басри сказал: «Муторриф толковал эти предания такими словами, что никто до него и после него этого не говорил. Его спросили: «А что это (за слова) о Абу Саид»? Он ответил: «Хвала Аллаху, частью веры в Которого является отсутствие знания о том, чем Он Себя не описывал»


Аль Хафиз Абу Бакр аль Хатыб сказал: «А что касается разговора насчет Качеств Аллаха,то мнение саляф, что они утверждают те достоверные предания в «Ас Сунан» на внешнем смысле и отрицают вопрос «Как?» и отрицают уподобление. И основой в этом является то, что слова относительно Качеств являются ответвлением слов относительно Сущности
Аллаха. И если стало известным, что утверждение Господа миров, это всего лишь утверждение Его существования, а не утверждение каких-либо границ или кейфиятов (конкретных форм) - то точно так же утверждение Его описаний, это ни что иное как утверждение их существования, а не утверждение каких либо ограничений или кейфиятов (т.е. как конкретно это всё существует). И если мы скажем: рука, слух, зрение - это всего лишь утверждение описаний, которые Аллах утвердил для Себя. И мы не говорим что смысл слова «рука» - это сила, и не говорим, что смысл слова «Слух и зрение» - это знание. И так же не говорим, что это органы тела или предмет для действий»

(из книги имама аз Захаби "Исбат аль-йад лиЛлях")

@темы: заметки на полях книг